Рекомендации по режиму дня школьников


Роспотребнадзор напоминает, что в повседневной жизни школьника очень важно соблюдать режим дня. Это дисциплинирует, помогает быть собранным. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает им привыкнуть к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу.

Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня. Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами.

Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность. Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, потому что в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей

при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность.

Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия:

1. Ложиться спать в одно и то же время.

2. Ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры,просмотр фильмов).

3. Сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение.

4. Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.

Примерные нормы ночного сна для школьников:

в 1–4 классе — 10–10,5 часа,

в 5–7 классе — 10,5 часа,

в 6–9 классе — 9–9,5 часа,

в 10–11 классе — 8–9 часов.

Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

Организация рабочего места школьника. Правильно организованное рабочее место школьника и условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на егоуспеваемость и здоровье.

Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет

падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно бытьналажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы недолжен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк,абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершисьлоктем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку дляответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружногоугла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ногиребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку,образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стулдолжен иметь невысокую спинку.

Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того,правильно подобранная мебель — один из важных факторов предупреждениянарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следуетпроводить не реже 2 раз в год.

Немаловажную роль играет и организация рабочего места школьника, в томчисле с использованием компьютера, поскольку проведение занятий сприменением персональных электронно-вычислительных машин являетсянеотъемлемой частью учебного процесса.

Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взоранепосредственно на экране видеодисплейного терминала, на уроке не должнапревышать:

- для обучающихся в 1-4 классах - 15 мин.;

- для обучающихся в 5-7 классах - 20 мин.;

- для обучающихся в 8-9 классах - 25 мин.;

- для обучающихся в 10-11 классах на первом часу учебных занятий - 30 мин.,на втором - 20 мин.

Оптимальное количество занятий с использованием компьютеров в течениеучебного дня для обучающихся 1-4 классов составляет 1 урок, для обучающихсяв 5-8 классах - 2 урока, для обучающихся в 9-11 классах - 3 урока.

При работе на компьютере для профилактики развития утомления необходимоосуществлять комплекс профилактических упражнений.

Во время перемен следует проводить сквозное проветривание с обязательнымвыходом обучающихся из класса (кабинета).

Внеучебные занятия с использованием компьютеров рекомендуется проводить нечаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

- для обучающихся в 2-5 классах - не более 60 мин.;

- для обучающихся в 6 классах и старше - не более 90 мин.

Время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать10 мин. для учащихся 2-5 классов и 15 мин. для учащихся более старшихклассов. Рекомендуется проводить их в конце занятия.

Игры и прогулки

Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкамна свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видовдвигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшемвозрасте и 2,5 часа у старшеклассников.

Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приноситположительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.

 

COPAREL.RU - Система управления сайтами российских организаций
Разработка и поддержка Веб-студия Coparel
МКОУ Большелеушинская СОШ
2012-2021г.